RU EN KZ

Мои размышления

 

«Познай себя и познаешь человечество.»

В этих четырех словах сокрыта невероятная загадка нашего жизненного пути. Могу ли я познать себя, свою душу, свой внутренний мир, или же просто перекати полем пробегу по воле ветра времени по жизни, не утруждая себя поиском ответов на эти вопросы, не пытаясь понять через себя всех нас.

 

 

 

Что больше Вам понравилось?

Стихи
Музыка
Фотогалерея

Вечерняя Астана

image_872.jpgПеред столичными ценителями искусства скоро предстанет новая громкая премьера. Спектакль «Жер - Ұйық», первая в Казахстане рок-опера, будет поставлена 14-15 сентября в Астане во Дворце Мира и Согласия. Накануне мы встретились с автором произведения, известным композитором Толегеном Мухамеджановым.

- Толеген Мухамеджано­вич, мы знаем о ваших поэ­тических способностях, вы - автор многих стихотворе­ний. Тем не менее выбрали стезю композитора…

- У меня не было мечты и даже мысли стать поэтом. Поэтому всегда шел путем композитора. Как-то, взяв от­пуск в Боровое на Оқжетпес, я внезапно начал писать сти­хи. Но не придал этому осо­бого значения. Во время по­ездки в Москву показал эти работы редактору одного из издательств, который пред­ложил мне выпустить их в виде сборника. Стихи были на русском языке. А посколь­ку в то время я был депута­том Мажилиса Парламента РК, где мой старший коллега Мухтар Шаханов поднимал большие вопросы относи­тельно государственного язы­ка, решил не печататься под своим именем, а придумал себе псевдоним Жан Луна. В течение двух недель мои кни­ги были раскуплены в мага­зине «Москва», что вызвало удивление, и администрация магазина пригласила меня на авторскую встречу с читате­лями. Это было 6 марта 2007 года. Встреча длилась более часа. Многие просили подпи­сать книги в преддверии жен­ского праздника. Так, я ста­вил автографы с подписью: «Кате», «Людмиле», «Ирине». Псевдоним образовался от части имени «Мухамеджан» и слова «луна». Получилось - Жан Луна. Был такой слу­чай, когда автора приняли за француза и поместили мою следующую книгу на стеллаж западноевропейской поэзии.

- Ваши песни народ слу­шает с упоением, но мало кто знает о том, что авто­ром являетесь именно вы. На ваш взгляд, в чем причи­на этого?

- Я никогда не занимал­ся авторством своих песен. Один из мэтров казахского кино и искусства Каукен Кен­жетаев, вместе с которым мы написали две музыкальные комедии: «Құсни-Қорлан» и «Алдар көсе», часто мне говорил: «Я не видел более безалаберного композитора, чем ты». Признаться честно, я не вижу эти произведения своими. В молодости, во вре­мя учебы в консерватории, у меня были амбиции показать себя. Позднее я понял, что у меня есть свое место. Для меня нет большего счастья, чем жизнь моей музыки.

- 14-15 сентября во Двор­це Мира и Согласия состо­ится премьера рок-оперы «Жер - Ұйық». Насколько нам известно, это первая казахская рок-опера, ко­торая была написана на либретто Кадыра Мырза­лиева. Какова изначально история произведения, и почему вы вернулись к ней спустя какое-то время и сделали ремейк?

- Когда я был еще моло­дым композитором и учился в консерватории, ко мне по­дошел главный руководитель ВИА «Дос-Мукасан» Мурат Ку­саинов. Просмотрев ряд моих работ, которые ему понрави­лись, он предложил мне на­писать композицию в жанре рока. Это был 1979 год. Я со­гласился. Для меня это было особо значимым событием - писать музыку для самой по­пулярной в то время группы. Кадыр Мырзалиев написал либретто, я - музыку. Репети­ции с «Дос-Мукасан» шли на протяжении полутора лет, и весной 1980 года во Дворце республики в Алматы состоя­лась наша премьера. Зал был полон. Приняли прекрасно. Но тогда не было спектакля, это было чисто концертное исполнение. С этой компо­зицией группа около двух лет выступала на различных сценах. Позже она немного позабылась. Но восемь лет назад Мурат предложил по­вторить ее. Они создали ре­микс, сделали аранжировку и записали с другими арти­стами. Асана-кайгы испол­нил Нурлан Онербаев, Дуда­ра - Бауыржан Исаев, Марию - Алтынай Жорабаева. Так мы записали диск и решили сделать постановку на сцене алматинского театра оперы. Но в момент, когда были уже найдены средства, в наш про­цесс вмешались ребята, же­лающие продвинуть компо­зицию на зарубежную арену. В итоге так ничего и не полу­чилось. В этом году сделали второй ремикс. Теперь это настоящий драматический спектакль с участием балета в составе 40 человек. Кстати, ВИА «Дос-Мукасан» также примет участие в премьере.

- Один из российских композиторов сказал, что рок-опера - это всегда тра­гедия. Согласны ли вы с этим? И в чем заключается трагедия «Жер - Ұйық»?

«Жер - Ұйық» - это не тра­гедия, это взгляд на историю нашего народа. Здесь есть мифический образ Асана- кайгы, искавшего землю обе­тованную для казахов, как в свое время Моисей для евре­ев. Дружба Дудара и Марии - это дружба между народа­ми. Асан-кайгы - за то, чтобы были дружба, любовь и пони­мание. Совсем другое пред­ставление у Азазиля (Әзәзіл) - антипода Асана-кайгы, сею­щего раздор между народами. И вот она, вечная борьба до­бра со злом, борьба за един­ство народа. Все это сплелось в единое целое. Надо отдать должное замечательному поэту Кадыру Мырзалиеву, который взглянул настоль­ко глубоко на эту тему еще в 1980 году. То, что он тогда сделал, сегодня злободневно как никогда. Процесс ста­новления государства, поиск «земли обетованной» проис­ходит и ныне. Вот мы - стро­им столицу, вот она - обето­ванная земля, которую искал Асан-кайгы. Образно говоря, Асан-кайгы - это наш Пре­зидент. В произведении есть слова: «Народ истрепанный превратить в опережающий - моя мечта». Об этом сейчас говорит Глава государства - мы должны быть конкурен­тоспособными, войти в 50 развитых государств мира. Мы должны быть не просто единым народом, а единым казахстанским народом. В рок-опере можно понять, на­сколько это все современно.

- Когда жанр рок-оперы возник в Казахстане? Были ли еще какие-то успешные произведения?

- Я считаю, что «Жер - Ұйық» была первой рок-оперой в Ка­захстане. Мы хотели сразу по­сле создания выпустить грам­пластинку, но получили отказ от Министерства культуры. Не знаю, почему. Возможно, тогда это было рано. Бывают произведения, которые на­чинают звучать со временем. Не мне судить. По крайней мере, то, что будет ставить­ся сегодня, для меня, как для художника, волнительно. Это же мое детище, которо­му я отдал много времени, сил и энергии. Я буду, конеч­но, очень переживать. Дай бог мне все это выдержать (улыбается - прим. авт.). На самом деле, эта работа - мои молодые годы, поиски. Она очень национальная, там пахнет нашей полынной сте­пью, нашей органикой.

- На ваш взгляд, какова дальнейшая судьба рок- оперы в Казахстане? Мож­но ли надеяться на коммер­ческие проекты и на то, что оперу поставят в крупных городах Казахстана?

- Я далеко не заглядываю. У меня есть горький опыт. Казалось бы, я сочинил по­трясающую песню или вели­колепное произведение, но они оставались практически неисполненными. Так было, когда я написал вторую часть Фортепианного трио. Я бе­гал, как Пушкин: «Ай да Пуш­кин…» Бывает и по-другому… Я же не думал, что моя ме­лодия «Детство» к фильму «Волчонок среди людей» или музыка к фильму «Станция любви» будут такими попу­лярными. Я не предполагал, просто написал музыку. Это удивительно. У каждого про­изведения есть своя судьба. И здесь невозможно преду­гадать, предвидеть заранее. Завтра она может исполнить­ся всего один раз. Здесь нет никакой коммерческой выго­ды. Но, думаю, должно быть неплохо.

- Насколько тяжело пере­ложить музыку эпическую на стиль рока? И насколь­ко казахстанская публика восприимчива к такому на­правлению?

- В рок-опере «Жер - Ұйық» есть чисто инструментальные вещи, где использованы ритми­ка кюев и народные мелодии, к примеру, песня «Дудар-ай». Единственное, я ввел аранжи­ровку, чтобы она стала более лиричной, потому что звучит как дуэт любви. Есть мотивы кюя Курмангазы «Ақбай» - это очень трагедийная музыка. В самый трагический момент, когда Асан-кайгы пережива­ет свой проигрыш и осознает, что народ не будет единым, он поет, и основа этой арии- это «Ақбай» Курмангазы. Кто-то это услышит, кто-то нет, но я сознательно взял это.

- Чего ожидаете от пре­мьеры, какой реакции зри­телей?

- Я боюсь что-то загадывать. Когда говорят об успехе, отно­шусь к этому очень пессими­стично. Успех - он очень вре­менный. Самый большой мой успех был в армии. Тогда меня, молодого бойца, только при­везли с карантина в часть, где я должен был служить. После принятия присяги состоялся концерт, на котором я высту­пил. Играл на баяне и пел са­мые тогда популярные песни в гражданке, такие, как песня Лили Ивановой «Здравствуй, Невский», кое-какие свои пес­ни. А это была воинская часть, где в основном служили сол­даты из Центральной России, элитарная часть. Вы не пред­ставляете, дембеля подняли меня на руки и из клуба выно­сили на руках. Я им, наверное, подарил то, чего им давно ни­кто не дарил. Большего успеха у меня никогда не было и, ду­маю, никогда и не будет. Это было потрясающе. Я запомнил это на всю свою жизнь.

Материал взят с сайта газеты "Вечерняя Астана"

Автор статьи  Дана Ермухан

 

 

 

 

 

Контакты

Республика Казахстан, 010000

г.Астана,

Тел: +(7172) 403 552


 

2011 © Copyright
Композитор Мухамеджанов