Мои размышления
«Познай себя и познаешь человечество.» В этих четырех словах сокрыта невероятная загадка нашего жизненного пути. Могу ли я познать себя, свою душу, свой внутренний мир, или же просто перекати полем пробегу по воле ветра времени по жизни, не утруждая себя поиском ответов на эти вопросы, не пытаясь понять через себя всех нас.
Что больше Вам понравилось?
|
Вечерняя АстанаПеред столичными ценителями искусства скоро предстанет новая громкая премьера. Спектакль «Жер - Ұйық», первая в Казахстане рок-опера, будет поставлена 14-15 сентября в Астане во Дворце Мира и Согласия. Накануне мы встретились с автором произведения, известным композитором Толегеном Мухамеджановым. - Толеген Мухамеджанович, мы знаем о ваших поэтических способностях, вы - автор многих стихотворений. Тем не менее выбрали стезю композитора… - У меня не было мечты и даже мысли стать поэтом. Поэтому всегда шел путем композитора. Как-то, взяв отпуск в Боровое на Оқжетпес, я внезапно начал писать стихи. Но не придал этому особого значения. Во время поездки в Москву показал эти работы редактору одного из издательств, который предложил мне выпустить их в виде сборника. Стихи были на русском языке. А поскольку в то время я был депутатом Мажилиса Парламента РК, где мой старший коллега Мухтар Шаханов поднимал большие вопросы относительно государственного языка, решил не печататься под своим именем, а придумал себе псевдоним Жан Луна. В течение двух недель мои книги были раскуплены в магазине «Москва», что вызвало удивление, и администрация магазина пригласила меня на авторскую встречу с читателями. Это было 6 марта 2007 года. Встреча длилась более часа. Многие просили подписать книги в преддверии женского праздника. Так, я ставил автографы с подписью: «Кате», «Людмиле», «Ирине». Псевдоним образовался от части имени «Мухамеджан» и слова «луна». Получилось - Жан Луна. Был такой случай, когда автора приняли за француза и поместили мою следующую книгу на стеллаж западноевропейской поэзии. - Ваши песни народ слушает с упоением, но мало кто знает о том, что автором являетесь именно вы. На ваш взгляд, в чем причина этого? - Я никогда не занимался авторством своих песен. Один из мэтров казахского кино и искусства Каукен Кенжетаев, вместе с которым мы написали две музыкальные комедии: «Құсни-Қорлан» и «Алдар көсе», часто мне говорил: «Я не видел более безалаберного композитора, чем ты». Признаться честно, я не вижу эти произведения своими. В молодости, во время учебы в консерватории, у меня были амбиции показать себя. Позднее я понял, что у меня есть свое место. Для меня нет большего счастья, чем жизнь моей музыки. - 14-15 сентября во Дворце Мира и Согласия состоится премьера рок-оперы «Жер - Ұйық». Насколько нам известно, это первая казахская рок-опера, которая была написана на либретто Кадыра Мырзалиева. Какова изначально история произведения, и почему вы вернулись к ней спустя какое-то время и сделали ремейк? - Когда я был еще молодым композитором и учился в консерватории, ко мне подошел главный руководитель ВИА «Дос-Мукасан» Мурат Кусаинов. Просмотрев ряд моих работ, которые ему понравились, он предложил мне написать композицию в жанре рока. Это был 1979 год. Я согласился. Для меня это было особо значимым событием - писать музыку для самой популярной в то время группы. Кадыр Мырзалиев написал либретто, я - музыку. Репетиции с «Дос-Мукасан» шли на протяжении полутора лет, и весной 1980 года во Дворце республики в Алматы состоялась наша премьера. Зал был полон. Приняли прекрасно. Но тогда не было спектакля, это было чисто концертное исполнение. С этой композицией группа около двух лет выступала на различных сценах. Позже она немного позабылась. Но восемь лет назад Мурат предложил повторить ее. Они создали ремикс, сделали аранжировку и записали с другими артистами. Асана-кайгы исполнил Нурлан Онербаев, Дудара - Бауыржан Исаев, Марию - Алтынай Жорабаева. Так мы записали диск и решили сделать постановку на сцене алматинского театра оперы. Но в момент, когда были уже найдены средства, в наш процесс вмешались ребята, желающие продвинуть композицию на зарубежную арену. В итоге так ничего и не получилось. В этом году сделали второй ремикс. Теперь это настоящий драматический спектакль с участием балета в составе 40 человек. Кстати, ВИА «Дос-Мукасан» также примет участие в премьере. - Один из российских композиторов сказал, что рок-опера - это всегда трагедия. Согласны ли вы с этим? И в чем заключается трагедия «Жер - Ұйық»? - «Жер - Ұйық» - это не трагедия, это взгляд на историю нашего народа. Здесь есть мифический образ Асана- кайгы, искавшего землю обетованную для казахов, как в свое время Моисей для евреев. Дружба Дудара и Марии - это дружба между народами. Асан-кайгы - за то, чтобы были дружба, любовь и понимание. Совсем другое представление у Азазиля (Әзәзіл) - антипода Асана-кайгы, сеющего раздор между народами. И вот она, вечная борьба добра со злом, борьба за единство народа. Все это сплелось в единое целое. Надо отдать должное замечательному поэту Кадыру Мырзалиеву, который взглянул настолько глубоко на эту тему еще в 1980 году. То, что он тогда сделал, сегодня злободневно как никогда. Процесс становления государства, поиск «земли обетованной» происходит и ныне. Вот мы - строим столицу, вот она - обетованная земля, которую искал Асан-кайгы. Образно говоря, Асан-кайгы - это наш Президент. В произведении есть слова: «Народ истрепанный превратить в опережающий - моя мечта». Об этом сейчас говорит Глава государства - мы должны быть конкурентоспособными, войти в 50 развитых государств мира. Мы должны быть не просто единым народом, а единым казахстанским народом. В рок-опере можно понять, насколько это все современно. - Когда жанр рок-оперы возник в Казахстане? Были ли еще какие-то успешные произведения? - Я считаю, что «Жер - Ұйық» была первой рок-оперой в Казахстане. Мы хотели сразу после создания выпустить грампластинку, но получили отказ от Министерства культуры. Не знаю, почему. Возможно, тогда это было рано. Бывают произведения, которые начинают звучать со временем. Не мне судить. По крайней мере, то, что будет ставиться сегодня, для меня, как для художника, волнительно. Это же мое детище, которому я отдал много времени, сил и энергии. Я буду, конечно, очень переживать. Дай бог мне все это выдержать (улыбается - прим. авт.). На самом деле, эта работа - мои молодые годы, поиски. Она очень национальная, там пахнет нашей полынной степью, нашей органикой. - На ваш взгляд, какова дальнейшая судьба рок- оперы в Казахстане? Можно ли надеяться на коммерческие проекты и на то, что оперу поставят в крупных городах Казахстана? - Я далеко не заглядываю. У меня есть горький опыт. Казалось бы, я сочинил потрясающую песню или великолепное произведение, но они оставались практически неисполненными. Так было, когда я написал вторую часть Фортепианного трио. Я бегал, как Пушкин: «Ай да Пушкин…» Бывает и по-другому… Я же не думал, что моя мелодия «Детство» к фильму «Волчонок среди людей» или музыка к фильму «Станция любви» будут такими популярными. Я не предполагал, просто написал музыку. Это удивительно. У каждого произведения есть своя судьба. И здесь невозможно предугадать, предвидеть заранее. Завтра она может исполниться всего один раз. Здесь нет никакой коммерческой выгоды. Но, думаю, должно быть неплохо. - Насколько тяжело переложить музыку эпическую на стиль рока? И насколько казахстанская публика восприимчива к такому направлению? - В рок-опере «Жер - Ұйық» есть чисто инструментальные вещи, где использованы ритмика кюев и народные мелодии, к примеру, песня «Дудар-ай». Единственное, я ввел аранжировку, чтобы она стала более лиричной, потому что звучит как дуэт любви. Есть мотивы кюя Курмангазы «Ақбай» - это очень трагедийная музыка. В самый трагический момент, когда Асан-кайгы переживает свой проигрыш и осознает, что народ не будет единым, он поет, и основа этой арии- это «Ақбай» Курмангазы. Кто-то это услышит, кто-то нет, но я сознательно взял это. - Чего ожидаете от премьеры, какой реакции зрителей? - Я боюсь что-то загадывать. Когда говорят об успехе, отношусь к этому очень пессимистично. Успех - он очень временный. Самый большой мой успех был в армии. Тогда меня, молодого бойца, только привезли с карантина в часть, где я должен был служить. После принятия присяги состоялся концерт, на котором я выступил. Играл на баяне и пел самые тогда популярные песни в гражданке, такие, как песня Лили Ивановой «Здравствуй, Невский», кое-какие свои песни. А это была воинская часть, где в основном служили солдаты из Центральной России, элитарная часть. Вы не представляете, дембеля подняли меня на руки и из клуба выносили на руках. Я им, наверное, подарил то, чего им давно никто не дарил. Большего успеха у меня никогда не было и, думаю, никогда и не будет. Это было потрясающе. Я запомнил это на всю свою жизнь. Материал взят с сайта газеты "Вечерняя Астана" Автор статьи Дана Ермухан
|
Республика Казахстан, 010000
г.Астана,
Тел: +(7172) 403 552